facebook
Кино и сериалы

Оскар-2017: как черные геи победили белую американскую мечту

«И лучшим фильмом 2016-го года становится «Ла-Ла-Ленд», — произнесли со сцены театра «Долби» звезды «Бонни и Клайда» Уоррен Битти и Фэй Данауэй. Команда мюзикла Дэмьена Шазелла уже выстроилась, чтобы получить заветную статуэтку, как вдруг на сцене появился представитель компании Pricewaterhouse Coopers (занимается подсчетом голосов) и заявил, что произошла ошибка — на самом деле награда достается драме «Лунный свет» Барри Дженкинса. Позже оказалось, что Уоррену Битти вручили конверт, в котором был листок с именем победительницы в номинации «Лучшая актриса» (ею стала Эмма Стоун за «Ла-Ла Ленд»). Такой конфуз произошел впервые за всю историю «Оскара».




Победа «Лунного света» стала определенной неожиданностью для зрителя. И вовсе не потому, что картина ее недостойна — ленту очень положительно восприняли кинокритики, она получила ряд весомых кинонаград, включая «Золотой глобус» за лучшую драму. Накануне вручения «Оскаров» лента «Лунный свет» была признана лучшей на вручении премии «Независимый дух» (Independent Spirit Awards). Она даже успела снискать любовь за океаном — получила премию британского независимого кино как лучший иностранный фильм.

Но безусловным фаворитом киноакадемиков пресса называла мюзикл «Ла-Ла Ленд», номинированный на «Оскар» в 14 номинациях — рекорд после «Титаника». Победа «Лунного света», практически полного антагониста «Ла-Ла-Ленду», стала не просто следствием хорошего сценария или мастерской игры актеров. Противостояние этих двух картин — конфликт между реальной и традиционной Америкой, между грязью и наркотиками и яркими красками вперемешку с традиционными ценностями. Если смотреть еще глубже, то это конфликт между либералами и политикой, заявленной новым главой Штатов Дональдом Трампом.

Успех «Ла-Ла Ленда» во многом продиктован именно его американской традиционностью. Это лента об осуществлении американской мечты — если упорно работать, то можно достичь желаемого, даже если оно кажется невероятным. Это картина о красивых мужчине и женщине, которые живут по заветам бабушек и дедушек: мужчина должен гордо идти по своему пути, а женщина достигает успеха, когда выходит замуж. Никаких проблем с ориентацией, никаких суперспособностей, никаких гендерных проблем. Красивая картинка, профессиональные песни и танцы, сюжет с грустинкой — и, казалось бы, совершенно традиционный фильм собирает аншлаги. При бюджете в $30 млн «Ла-Ла Ленд» собрал в американском прокате почти $141 млн, а в целом мировые сборы составили порядка $369 млн. Впрочем, из 14 номинаций картина победила в шести. У «Титаника», кстати, было 11.

Другое дело «Лунный свет». В прошлом году на «Оскаре» разгорелся скандал из-за того, что среди номинантов на золотую статуэтку не оказалось ни одного афроамериканца. «Слишком белый Оскар» — под таким хэштегом тысячи американцев клеймили киноакадемию за предвзятый отбор номинантов.

В этом году крайность другая — в «Лунном свете» нет ни одного белого лица, а диалоги изобилуют «ниггерским» сленгом. Режиссер Барри Дженкинс фарширует свою историю взросления чернокожего паренька Шарона из неблагополучного района Майами всем тем, что стыдливо предпочитают замалчивать американцы. Здесь есть и буллинг, и расизм, и гомофобия, и мать-наркоманка, которая спит с первыми встречными мужиками за дозу, и юношеская неразделенная любовь, и старший наставник-преступник, и множество других вещей, именуемых «остро социальными проблемами». Именно концентрация всех пороков американского общества в одной ленте и позволяла некоторым критикам с уверенностью ставить на победу «Лунного света». Мол, с таким-то набором киноакадемики просто обязаны наградить драму, причем смотреть ее при этом вовсе не обязательно. Ленту сняли всего за 25 дней, а ее бюджет составил $5 млн. При этом в прокате «Лунный свет» заработал $21,5 млн. Сюжет фильма сформирован на основе сюжета пьесы Тарела Элвина МакКрэни «В лунном свете черные парни кажутся грустными». Накачанный мачо, в которого превращается Шарон, толкает наркоту, но при этом остается одиноким и душевно незащищенным.

Примечательно, что во время награждения премией «Независимый дух» актер Кейси Аффлек отметил: «Политика этой президентской администрации ужасна и долго не продержится. Она действительно неамериканская». Журналисты тогда отметили, что схожие политические настроения наверняка будут царить и на «Оскаре».

Как оказалось, не ошиблись. О художественной ценности нынешнего победителя можно спорить долго. Кто-то отмечает, что лента Дженкинса очень затянута, что финал ее неясен, что картина просто показывает три периода взросления главное героя, не ставя перед зрителями каких-то серьезных вопросов и не подталкивая их к каким-либо действиям. Другие проводят аналогии с библейскими историями, восхищаются тем, как Дженкинс передал душевные терзания воспитанного мальчика, которого перемалывают жернова социального дна. Но главный посыл, о котором говорят кинокритики, — американская киноакадемия доказала свою приверженность либеральным ценностям. Тем самым, которые сегодня не сильно в почете у новой американской власти.

Источник




Комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние новости

To Top